?

Log in

No account? Create an account

Было | Будет

18 мая 1935 года самолет Максим Горький АНТ-20 упал на Москву в районе поселка Сокол

Погибло 49 человек, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей.
Просуществовал самолёт чуть больше года. 18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького. Лётчик ЦАГИ Н. С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву (М. М. Громов в это время лежал в госпитале с приступом язвы). Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. Оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полета. Перед Н. П. Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах.
 
Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но полёт приобрёл угрожающий характер: Благин на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20.
Истребитель Благина врезался в средний мотор, выбил его ударом. Тот отвалился и упал вниз, а машина Благина застряла в образовавшемся рваном отверстии крыла. Воздушный гигант этот страшный таран выдержал. Не исключено, что Михеев с Журовым посадили бы его, если бы у И-5 не оторвалась хвостовая часть, которая нанесла второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому», врезавшись в органы управления. Он медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе. Через несколько секунд прогремел страшный взрыв, и самолёт рухнул на дачный посёлок Сокол.
Киносъёмка катастрофы исчезла (возможно, находится в засекреченных материалах дела).
Похороны всех жертв авиакатастрофы состоялись на Новодевичьем кладбище. На похоронах присутствовали государственные деятели, среди них председатель Моссовета Н. А. Булганин и 1-й секретарь МК и МГК ВКП(б) Н. С. Хрущёв. Тела погибших кремированы, урны с прахом захоронены в 3-й секции колумбария старой территории кладбища. Мемориал увенчан огромным барельефом разбившегося самолёта, выполненным из гранита.

В октябре 1932 года в группе писателей и журналистов, возглавляемой М. Кольцовым, в день 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького родилась идея построить агитсамолёт, назвав его в честь писателя «Максим Горький». Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей. Комитет организовал в своём составе Технический совет под председательством начальника ЦАГИ Харламова, которому поручил определить лицо будущего самолёта и разработать технические требования, исходя из основных назначений самолёта.
В работах Технического совета приняли участие институты: ЦАГИ. ЦИАМ, полиграфической промышленности, научно-исследовательский институт ВВС, Фотокиноинститут и ряд отдельных инженеров и конструкторов: В. М. Петляков (У В.М. Петлякова в этом году, кстати, юбилей - 125 лет со дня рождения и будут проводиться некоторые мероприятия о которых я чуть позже напишу отдельно. Так же будет еще у меня размещен текст написанный правнуком авиаконструктора о истории жизни, работе и гибели), А. А. Архангельский, Б. М. Кондорский (общие виды), В. Н. Беляев (расчёты прочности), Б. А. Саукке (ведущий инженер), Е. И. Погосский, А. А. Енгибарян (оборудование), Н. С. Некрасов и другие. Возглавлял работу А. Н. Туполев.
Для наблюдения за постройкой и передачей заказа на различное оборудование при Комитете была организована Строительная комиссия под председательством А. Н. Горянова. 10 марта 1933 года Строительная комиссия заключила с ЦАГИ договор на постройку самолёта «Максим Горький». К 1931 году конструктор А. Н. Туполев, успешно запустив в массовое производство бомбардировщик ТБ-3, занимался дальнейшей разработкой сверхтяжёлых гигантов — летающих крепостей. Был создан эскизный проект пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4, названный АНТ-20.
В апреле 1933 года рассмотрен эскизный проект самолёта, где предусматривалась возможность использования самолёта в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбовоза; он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.
Строительство самолета было осуществлено на авиационном заводе города Воронеж.
4 июля 1933 года начата постройка и 3 апреля 1934 готовый самолёт вывезен на аэродром. 24 апреля он принят специальной комиссией. 17 июня лётчик-испытатель М. М. Громов выполнил на АНТ-20 первый полёт продолжительностью 35 минут.
Второй полёт состоялся через два дня над Красной площадью во время встречи челюскинцев. Самолёт эскортировали два истребителя И-5.
М. М. Громов и Н. С. Журов на этом самолёте в том же 1934 году установили два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 и 15 тонн на высоту 5000 м. На самолёте во время визита в СССР совершил полёт Антуан де Сент-Экзюпери.

После крушения АНТ-20 было решено построить второй, улучшенный экземпляр. Была убрана тандемная установка, и восемь М-34ФРН заменены на шесть М-34ФРНВ мощностью 1000/1200 л. с. Постройка нового самолёта завершилась в 1938 году, испытывал его также М. М. Громов.
В 1940—1941 гг. этот самолёт под маркой ПС-124 (Л-760) использовался как пассажирский на линии Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды. После начала войны его использовали для перевозки грузов в тылу.
14 декабря 1942 года он разбился при посадке в 60 км от Ташкента, налетав 272 часа.
Планировалось построить ещё 18 самолётов АНТ-20 бис, однако ни он, ни АНТ-20 так и не были пущены в серию. Существовали также проекты ещё бо́льших машин АНТ-26 и АНТ-28, но работы по ним прекращены в 1936 году.

promo andrey_valuev january 12, 2017 18:22 22
Buy for 2 000 tokens
Ford Sollers вообще молодцы и даже не потому, что выпускают тут у нас отличные машины, не спасовали перед кризисом и не вывели бренд с российского авторынка, но и продолжили выпускать машины и еще больше увеличили локализацию производства. (ну это я так подвожу, что они вообще молодцы и я рад тому,…

Комментарии

( 11 писануло — Писануть )
ilyavaliev
19 май, 2016 12:47 (UTC)
вот же мудак ...
andrey_valuev
19 май, 2016 12:49 (UTC)
Там масса версий есть - от диверсии против советской власти, до того, что ему могли приказать выполнить такую фигуру высшего пилотажа, так как они очень модны были у зарубежных летчиков и в видео надо было показать, что наши могут так же, но мощность движка при этом не учли
ilyavaliev
19 май, 2016 12:51 (UTC)
а проверить без второго самолета?
andrey_valuev
19 май, 2016 12:53 (UTC)
Опять же возможно, что какие-то погодные условия могли помешать или малая скорость полета Максима Горького. Любая катастрофа это не один какой-то фактор, а сочетание целого ряда факторов
alekseysotnikov
19 май, 2016 12:52 (UTC)
Да уж...
andrey_valuev
19 май, 2016 12:55 (UTC)
Я вот даже и не знал, что он рухнул на Москву
khmelikvictor
20 май, 2016 09:02 (UTC)
Трагическая судьба самолета...
А на заглавном фото ТБ-3?
andrey_valuev
20 май, 2016 09:07 (UTC)
На заглавном вроде как АНТ-20 - ну по крайней мере мне такое выдал яндексю Долго смотрел на фото и сравнивал с картинкой целой машины и вроде похож
khmelikvictor
20 май, 2016 09:10 (UTC)
Открытая кабина пилотов и отсутствие остекления пассажирской кабины. Мне кажется, что не максим...
andrey_valuev
20 май, 2016 09:19 (UTC)
Сейчас тоже присмотрелся и вроде не он действительно. Действительно нет остекления переднего салона
kotofey_bayn
28 апр, 2019 06:16 (UTC)
Обычный четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3 поздних серий.
( 11 писануло — Писануть )

Календарь

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow